"Тормоза придумали трусы..." Однако тормоз является одной из основных систем в велосипеде.

Статья для тех кто еще не разобрался что к чему и какие тормоза сейчас используются на велосипедах.

 

 

Велосипедные тормоза делятся на три основных типа:

Барабанные (внутри втулки);

Ободные (V-brake, U-brake, клещевые, кантилеверные);

Дисковые (механические или гидравлические).

 

Барабанные тормоза - наименее распространеннный на сегодня тип тормозов. Встречается лишь в городских и детских велосипедах. Остановка велосипеда происходит нажатием на педаль в обратную сторону (как на советских великах типа Украины или Орленка).

 

Ободные тормоза разнообразнее. Для горных велосипедов наиболее популярны сегодня тормоза типа V-brake. Эта конструкция давно стала стандартом благодаря надежности и эффективности. В других дисциплинах иные требования. Поэтому в шоссе используют клещевые, а на BMX встречаются U-brake.

 

Дисковые тормоза - вершина эволюции велосипедных тормозов. Бывают они механические и гидравлические. Разница заключается в том, что вместо стального тросика в гидравлических моделях используется тормозная жидкость. Еще одной особенностью является то, что в механических системах приводится только одна колодка, а в гидравлических обычно обе. 

 

На данный момент дисковые тормоза являются самы прогрессивными, часто использемыми и эффективыми.

 

Типы дисковых тормозов.

 

Существует два типа дисковых тормозов: механические и гидравлические. В первом случае тормоза приводятся в действие стальным тросом, как и в тормозах типа V-Brake. Во втором случае в магистралях находится тормозная жидкость или минерельное масло.

Механические тормоза медленно замещаются гидравликой. Они устанавливаются главным образом на более дешевые горные и трекинговые велосипеды, иногда на дорожные. Гидравлические тормоза имеют большую тормозную силу, которая лучше дозируется по сравнению с механическими. Механические тормоза проще конструктивно, но менее эффективны. Когда речь идёт о механических тормозах, есть несколько моделей, которые зарекомендовали себя за много лет, это Avid BB7, Hayes MX Expert и CX Pro. Но они стоят не на много дешевле хороших гидравлических моделей тормозов.

 

Типы креплений тормоза

Для установки дисковых тормозов на велосипеде потребуются две вещи: втулка, имеющая крепление для тормозного диска (об этом чуть позже) и специальные крепления на раме и вилке, которые позволят закрепить суппорт тормоза. Можно выделить два самых популярных стандарта крепления: PM (Post Mount) и IS (International Standard). PM — тормоз крепится непосредственно к раме или вилке. В случае IS — понадобится дополнительный адаптер.

 

 

В случае PM, если мы хотим использовать диск диаметром 160 мм, то блок крепится непосредственно к монтажным отверстиям, и адаптер не требуется. Если же устанавливается диск большего диаметра (если это позволяет производитель рамы или вилки), нам придется использовать адаптер.

Сейчас большинство терминалов изготавливаются по стандарту PM. Чтобы подключить их к IS стандарту, вам понадобится адаптер. Адаптер PM / IS можно легко купить в магазинах. При покупке адаптера вам необходимо подобрать его в соответствии с размером устанавливаемого диска.

 

 

Недавно компания Shimano выпустила на рынок новую систему крепления тормозов под названием Flat Mount, используется она в основном на дорожных велосипедах. Система имеет лучшее соединение с рамой и более простую конструкцию. Крепление может быть совместимо с Post Mount через адаптер. Неизвестно, получит ли этот стандарт широкое распространение, но уже сейчас он присутствует на многих новых велосипедах.

 

Типы тормозных колодок

 

Существует два основных типа дисковых тормозных колодок:

металлизированные (иногда встречается термин Sintered) 

органические (они же Resin).

 

Эти два типа имеют свои плюсы и минусы, и выбор правильного состава колодок зависит от множества вещей, таких как: - Вес райдера - погодные условия на трассе - стиль катания - размер тормозных дисков 

 

Металлизированные колодки. 

Эти колодки производятся из спеченных вместе металлосодержащих веществ. 

 

Плюсы: - выдерживают более высокую температуру, чем органические колодки - выигрывают в мощности в мокрых условиях - больший ресурс

Минусы: - шумят - долго притираются - недостаточная модуляция - тепло передается в калипер, а не рассеивается ротором

 

Такие колодки станут хорошим выбором, если вы - тяжелый райдер. Они также рекомендуются для катания по грязи и под дождем. Также они будут хорошим выбором для использования с небольшими роторами, или на длинных спусках. Несмотря на то, что они более шумные и модуляция с ними хуже, чем с органическими колодками, важным плюсом является то, что даже в конце длинного спуска мощность не падает. А так, как эти колодки сделаны из более жесткого компаунда, чем органические, их ресурс заметно больше. Но помните - не стоит выбирать этот тип колодок исключительно из-за ресурса. Всегда покупайте те колодки, которые будут лучше работать в ваших условиях. В любом случае колодки относительно недороги и вы всегда сможете купить новые взамен износившихся.

 

Органические колодки. 

Органические колодки сделаны из органических (кто бы мог подумать!) материалов, соединенных между собой резиной. 

 

Плюсы: - Тихие - Быстро притираются - Лучшая модуляция - Предохраняют калипер от перегрева, возвращая тепло ротору 

 

Минусы: - Быстрее стираются - Не очень хорошо работают в мокрых/грязных условиях Органические колодки предназначены для легких райдеров и тех видов катания, где не нужно много и долго тормозить - к примеру кросс-кантри, или фокросс/слалом. С этими колодками сильно улучшается модуляция. А еще они намного более тихие, чем их металлизированные собратья.

Большой минус этих колодок - стираются они заметно быстрее металлизированных, соответственно менять их приходится чаще, плюс возрастает вероятность того, что тормоз придется чаще прокачивать. И, конечно, не стоит использовать эти колодки для катания в грязи - в принципе даже обычная пыль способна заметно ухудшить их эффективность. Стоит использовать металлизированные колодки если: - ваш вес выше среднего - ваш стиль катания - даунхилл - вы часто катаетесь в неблагоприятных погодных условиях (лужи, грязь, пыль и т.д.) Органические колодки пригодятся если - Ваш вес средний, или ниже среднего - Вы катаетесь в сухую погоду - Ваш стиль катания не подразумевает частого и сильного использования тормозов

 

Это всего лишь общие рекомендации, которые помогут вам определиться с выбором. Конечное решение, какие колодки поставить, принимать все равно вам. Помните - написанное выше это не правила, а советы.

 

Стандарты крепления тормозных дисков

 

Велосипедные тормозные диски Centerlock и на 6 болтов

Сейчас на рынке представлены два типа крепления тормозных дисков на втулку велосипеда, это — крепление на шесть болтов и Centerlock, от Shimano. В первом случае тормозной диск крепится на шесть болтов со шлицом в форме шестилучевой звезды (Thorx T-25). При затягивании винтов необходимо делать это поочередно и постепенно, если затягивать болты сразу до максимума, есть риск, что диск станет криво.

Для Centerlock такая проблема не существует. Что бы установить диск, вам понадобится ключ для затягивания кассеты. Если на велосипеде используется ступица с осью 15 мм, вам, скорее всего, понадобится ключ для отвинчивания суппорта Hollowtech II для затяжки колеса.

В настоящее время цены на диски этих типов не отличаются друг от друга. Но, выбор дисков крепящихся на шесть болтов, больше. Поэтому для тех, у кого втулка типа Centerlock, и кто хотел бы поставить на неё диск с шестью болтами, были разработаны специальные адаптеры.

 

 

Диаметр тормозных дисков

 

Существует четыре диаметра тормозных дисков: 140 мм, 160 мм, 180 мм и 203 мм. Выбор диаметра зависит от условий езды, чем сложнее местность, тем большего диаметра нужен диск. Нужно также учитывать рекомендации производителя рамы и вилки — часто существуют ограничения которые необходимо строго соблюдать.

140-мм диски используются на дорожных велосипедах. 160-мм диски обычно используются в треккинговых и горных велосипедах (иногда с 180-мм диском спереди). 203-мм диски используются в скоростных и тандемных велосипедах. Помните, что, для замены диска на диск другого размера, вам понадобится специальный адаптер.